Конспект занятия на старшей группе. «Далеко-Близко»

Цели: Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях
  • Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность
  • Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур
  • развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку
  • развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве
  • развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • ковер - самолет;
  • карточки с цифрами;
  • 2 домика;
  • бусы из геометрических фигур;
  • геометрические фигуры;
  • картинки;
  • музыкальное сопровождение;
  • лабиринты и пуговицы;
  • звездочки.

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация) .

Вводная часть.

Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!!

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра “Определи свое место”

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Маша, кто находится справа от тебя?

Егор, а кто находится слева от тебя?

Даша К, кто стоит впереди тебя? А сзади?

Молодцы.

Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие в королевство Математики. (Ответы детей)

На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Я вам предлагаю отправиться в путешествие в королевство Математики на ковре-самолете.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.

Наш ковер-самолет поднимается все выше и выше.

Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака.

Мы попали с вами в королевство Математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться

Основная часть.

Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Дети по очереди выходят к домику и выполняют задание. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Ребята, давайте посчитаем до 10, а теперь в обратном порядке. Молодцы.

Дидактическая игра «Числа-соседи»

А вот следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить цифры с карточками в пустые окошки.

Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

А теперь становитесь все в круг, поиграем в мяч. Я вам называю слово, а вы мне противоположное.

Дидактические игры «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;

Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;

Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.

Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами догадались. Узнали??

Маша какую геометрическую фигуру ты видишь?

Даша а ты какую фигуру видишь

Геометрические фигуры – большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.

Дидактическая игра “Бусы”

Дети подходят к столу и выполняют задания. логическую цепочку из геометрических фигур.

А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.

На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на квадрат) Егор?

На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник) Маша?

А солнце? (на круг) Даша К?

А шарик? (на овал) Даша Ч?

А стол (на прямоугольник) Аня Ч?

А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию) Вика А?

Молодцы, справились.!!!

(подходите ко мне, маленькая пауза,)

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5, (прыжки)
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем то же:
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко, легко подышим. (дыхательное упражнение)

Ребята в этом королевстве есть улица где живут Логические упражнения на внимательность.

Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.

Дидактическая игра “Найди лишнее”

Дети должны найти лишний предмет из предложенных.

  1. Зима, Весна, Март, Лето? (Маша что здесь лишнее?)
  2. Декабрь, Апрель, Осень, Июль? (Даша К.здесь что лишнее?)
  3. Среда, Ночь, Четверг, Суббота? (Даша Ч. Ответь что здесь лишнее?)
  4. Пять, Восемь, Утро, Семь? (Егор Что здесь лишнее?)

Молодцы!!

А теперь проведем игру быстро отвечай!

  1. Сколько месяцев в году? Аня?
  2. Назови мне зимние месяца, Вика.
  3. С какого дня, Даша, начинаются дни недели?
  4. Сколько дней в неделе, Маша?

Какие вы молодцы!!

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки

«Пальчиковая гимнастика»

Мы с вами должны пройти Лабиринт с помощью пуговиц.

Ищите правильный путь и выкладывайте пуговицами дорогу...

Графическое упражнение «Лабиринт»

Дети с помощью пуговиц должны проложить дорогу «лабиринт.»

Все вы молодцы, с заданиями справились, теперь мы может отправляться домой.

Заключительная часть.

Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад. (1,2, 3, 4, 5 можно глазки открывать)

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро? Вам понравилось путешествие? Предлагаю вечером рассказать родителям о нашем путешествии.

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.

Дети оценивают себя сами!!

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

    Совершенствовать счетные навыки детей.

    Учить соотносить цифру с количеством предметов.

    Развивать мыслительные операции в узнавание геометрических фигур, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: влево, вправо, прямо, над, под, между, впереди, сзади.

    Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

    Формировать стойкую привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье:

    Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

    Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

    Приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;

Социализация:

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.

    Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)

    Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

    Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

    Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

    Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

    Учить сопереживать чужому горю.

    Поощрять желание участвовать в совместном труде

    Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественная литература:

    Закрепить с детьми знания русских народных сказок, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество:

    Обогащать творческий потенциал ребенка

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке.

Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги», «Скрипа избушки» .

Материал: Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо с картой; макет «яблонька», «печка», ухват, кувшины, скатерть, большой поднос, 3 разноцветных тарелочки, изделия из теста, треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; коврик для ёжика, мольберты маленькие по кол-ву детей, наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, домик Бабы -Яги, театрализованная кукла «Баба Яга», «Ванечка», «Ёжик», имитация забора, дощечки с «гвоздями», 4 стола, мольберт, набор карточек для игры «Оживи картину»: яблоня, травка, яблоки, ёжик, белочка, солнышко, облако, птичка, корзина, домик; экран, ноутбук, колонки.

Раздаточный: угощение от Ванечки, набор геометрических фигур, дощечки с гвоздями, маленькие мольберты.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе- Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы».

Дети, герой какой сказки попал в беду, просит нас помочь ему? Мы поможем Ванюше? Д.: Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто же собирается выручать Ваню. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игровое упр. «Связующая нить»

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Капелька», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ведь, ребята?(бросаю клубочек вперед)

В.: Тогда нам нужно отправляться в путь, но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисованы широкие реки, ёжик, печка, яблоня. Так ведь нам туда и нужно! Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется нам вспомнить, кто должен нам встретится на пути и расставить цифры.

Игра «Вставь цифру по порядку» Музыка «Дорога добра»

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо 7 шагов. Куда идем?

Смотрите, у нас на пути стоит печка.

Дети:Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, где живет Баба Яга

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу.

Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите по середине стола.

Игра «Разложи правильно пирожки»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество соответствует цифре (дети поясняют) и скажите каких пирожков больше всего?

В. Ребята, смотрите, печка передала нам знак.

Что здесь написано (ребенок читает)– Печка передала знак надо повернуть направо и сделать 5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас и правда стоит яблонька

Дети:Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели?

Игра «Оживи картину» - дети превращаются в «художников» берут картинки и по указанию воспитателя рисуют картину: травка выросла по середине внизу, домик нарисуйте в левом верхнем углу и т.д.

Подсказка 3 шага прямо.

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В.: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д.: Нет. Река широкая.

В.: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В.: Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски?

Д.: Одна длинная, другая короткая. Дети опытным выбирают нужную доску, накладывают одну на другую.

В.: Какую доску надо перекинуть через реку, чтобы перейти по ней, как по мостику? Какой она длины?

Д.:. Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

В.: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

В. Егор, посмотри на карту и скажи, кто нас ждет впереди? Ёжик

Дети: Ёжик, скажи куда гуси-лебеди полетели? Куда Ванечку унести посмели?

Ёжик: Я с радостью вам скажу. Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

Игра «Запомни повтори» - дети смотрят на образец и повторяют рисунок на ковре, обращая внимание на расположение геометрических фигур.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами украшают коврик.

В: Назовите, где расположена на коврике геометрическая фигура у которой все стороны равны и назовите её? (квадрат в правом нижнем углу) и т.д.

Ёжик, оставил нам подсказку: Ищите знак в группе

Налево пойдете – домой попадете

Прямо пойдете – к гостям попадете

Направо пойдете – к Бабе Яге попадете. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала,

Пошла баба в правый край раздавила там сарай,

Пошла баба в левый край наших деток не пугай!

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга: - Кто это там меня беспокоит?

В. Ребята скажите, откуда мы пришли?

Дети: Это мы, дети старшей группы «Капелька».

Наш девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. Отпусти нашего Ваню.

Баба Яга: -Фу – фу – фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Мы пришли за Ваней. Отпусти его, Баба Яга.

Ой, какие шустрые, он мне самой нужен: забор у меня сломался.

Мы тебе поможем.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. На верхней рейке гвозди есть, а на нижней нет. Отремонтируйте мне забор справа на лево от меньшего количества гвоздей на рейке к большему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Задачи:

Месяц

Цель

Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела. 4 занятия.

Сентябрь

Закрепить различение час- тей тела, определение сто- рон на самом себе, различе- нии левой и правой руки. Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении свер- ху вниз и слева направо. Закрепить умение детей ви- деть пространственное рас -положение предметов отно- сительно друг друга: «ря - дом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др.

Физкультурные и музыкальные занятия, хореография, бассейн, аппликация и рисование, конструирование. На листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактичес -кого материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо. Игровая ситуация «Мышиные истории»1;41. «Три котенка»1,43. «Красная Шапочка»1;48 «Царевна - Лягушка»1;49 Математическая игра «Вперед и назад» 2;38 Математическая игра «Что изменилось?» 2;43 Конструирование «Постройка сарая для животных» 2;44. Аппликация «Угости зайку морковкой» 2;47 Конструирование «Теремок»2;51 Игра «Вопрос - ответ».2;53 Физкультминутка «Самолет»2;54 Стихотворение О.Дриз «Правая и левая»

^ ДИ: «Петрушки (клоуны)» Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра­женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом». ДИ: «Угадай-ка», «Что изменилось?». Игра «Правый глаз». Игра «Внутри и снаружи» ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель. показать, что пространственные отноше -ния между предметами могут заменяться: пред- мет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. ^ Игра «Обезьянки». ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д.

^ Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя». 12 занятий.

Определять расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Игровая ситуация «Переполох»1,45 Математическая игра «По три в трех»2;66 Конструирование «Гаражи для своей машины» 2;83 Математическая игра «Найди ключи»2;86 Экологическая игра «Охотник и пастух» 2;88 Математическая игра «Узнай, что измени лось» 2;90

^ ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель. Обратить внимание на взаимное располо- жение объек­тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; ДИ: «Встань впереди или сзади товарища» Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространст- ве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. ^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Определить расположение 2 игрушек или ве­щей, находя- щихся от них в противопо- ложных направлениях: впе- реди - сзади, справа - слева.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?» Аппликация «Теремок» 2;111

^ ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» Игра «Что под ладошкой?» Игра «На параде». Игра «Справа и слева» ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: Продолжать формировать у детей представ ление о заслоняемости одних предметов други- ми; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»;

Определение пространствен -ного расположения предме -тов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем - кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игру- шек увеличивается.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Что измени лось» 2;127 Математическая игра «Пройди к избушке лесника» 2;133 Психогимнастика «Сосулька» 2;140 Пальчиковая игра «Коза и козленок» 2;144 Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт» 2;146

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

^ Освоение и применение словесной системы отсчета. Обучение умению передвигаться в указанном направлении. 12 занятий.

Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игровая ситуация «Путешествие», «Но -вые приключения Тома и Джерри» 1;46, 47. Отношения «длиннее - короче», «дальше - ближе». Понятия «близко - далеко». Игровое упражнение «Что изменилось?» Математическая игра «Уголки»2;159 Психогимнастика «Смелый заяц»2;163 Конструирование «Городской транспорт» 2;164 Математическая игра «Мастерская ков- ров» 2;166 Конструирование «Записная книжка в подарок папе» 2;177

^ Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото»

Выбирать направление снача ла из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо).

Игровая ситуация «Отважные кладоиска- тели»1;48 Физкультурная минутка «Ладошки встретились и разошлись» Игровое упражнение «Кто впереди. Кто сзади?», «Кто слева, кто справа?» Математическая игра «Волшебный квадрат Воскобовича» 2;182 Математическая игра «Куда спрятался жучок» 2;183 Математическая игра «Найди игрушку» 2;195 Игра «Что изменилось?»2;199 Пальчиковая игра «Лиса и заяц»2;202 Игра «Моргалочки»2;202

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево

Выбирать направление сна -чала из 4 парных предложен -ных ему направлений (вперед - назад и налево - направо).

Математическая игра «Что изменилось?» 2;208 Конструирование «Мосты»2;214 Конструирование «Мосты через реку» 2;228

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

^ Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». 8 занятий.

Устанавливать связи между отношениями вида: «дальше - ближе», «близко - далеко»

Аппликация «Мы - строители»2;242 Конструирование «Домик с заборчиком для медвежат»2;242 Рисование «Почему матрешка грустная?» 2;247 Конструирование «Автобусы для гно- мов» 2;249 Конструирование «Двухэтажные дома» 2;255

^ ДИ: «Возьми игрушку». Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост­ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Игра «Как вести себя на улице»2; 286 Психогимнастика «Смелый заяц» 2;288

^ Игра «Доползи до игрушки».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи: - формирование пространственных представлений в различных видах деятельности. - использование жизненных ситуаций для развития ориенти­ровки в пространстве. - упражнять в нахождении предмета по условным координатам, создавать план, следовать в соответствии с планом

Месяц

Цель

Специально-организованная деятельность

Пути реализации в совместной деятельности

Сентябрь

Определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали.

Игра «Назови фигуры». Игровая ситуация «Гном строит дом» 1;62

^ Игра «Обезьянки». На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повто­ряя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д. ^ Игра «Доползи до игрушки». Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока­зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ­ление.

Развивать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнения по ориентации в пространстве по представле-нию.

Игровая ситуация «Иван – крестьянский сын»1;63 Математическая игра «Дорожные знаки»3;21 Знакомство с разными видами штриховки. 3; 24

^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх. Игра «Я робот!»

Совершенствовать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнять находить левую и правую стороны. Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игра «Угадай, что придумали взрослые?» 3;27 Игровое упражнение «Перчатки» 3;30 Игра «Закончи предложение»3; 31

^ Игра «Фигурное лото» Игра «Помоги пчёлке собрать урожай». Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево «Воробушки и автомобиль» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей ориентировать­ся в групповой комнате, пользуясь планом.

Освоение умения создавать план в заданном масштабе.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Мы учимся штриховать» 3;37 Игровая ситуация «Буратино» 1;64

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека. «Кукла Маша купила мебель» «Куда спрятался жучок!» Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Знакомство с понятием «плос кость»; «полуплоскость».

Игровая ситуация «Путешествие», Проблемная ситуация «Что такое плоскость?» 3;40 Игра «Найди и заполни клетку»3;42 Дидактическая игра «Отгадай, кто где стоит» 3;42 Игра «Путешествие по комнате» Игра «Найди, где спрятано»

^ ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?». Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото» ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо­рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу­маге, с реальны- ми предметами.

Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Игровая ситуация «Дорога к Изум – рудному городу »1;65

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по­мещения, последовательно осматривать его ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево.

Развивать пространственное воображение выполняя постройку по рисунку. Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?» 3;52 Игра «Раскрась разными штрихами домик» 3; 55 Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.3; 58 Игровая ситуация «Спящая красавица» 1;71

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объяс­няют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на об­ратном пути - в левую сторону ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. «Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек) Дидактическая задача. Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Поиск пути по лабиринту

Игра «Автотрасса» 3; 64 Игровая ситуация «Путешествие Людвички к Пряничному Королю» 1; 72

«Замри» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

Умение ориентироваться по плану. Поиск пути по лабиринту.

Игра «Поезда»3; 67 Игра «Секреты»3;73 Игровая ситуация «Винни – Пух и его друзья» 1; 77

«Где Маша?» Дидактическая задача. Учить детей соотносить ре­альное пространство с планом. «Три медведя» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

^ Распространение результатов. В проекте представлено основное содержание математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена по разделу «Ориентировка в пространстве». Включает в себя подборку игр и игровых упражнений с математическим содержанием, динами­ческие упражнения, пальчиковую гимнас­тику и специальные игры по теме, а также интеграцию различных видов детской деятельности, способствующих развитию и формированию пространственных представлений. Дано перспективное

Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе

03.10.2012, 10:27

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.

Актуализация знаний о видах транспорта.

Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?

Игра «Теневое домино».

В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)

Чтение схемы-плана (повторение графических символов).

В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам - маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)

А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!

Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).

Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.

В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т.д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.

Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).

В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т.д. (Дети выполняют задание.)

Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.

Задание на смену направления движения по словесной инструкции.

В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)

Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка - сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр - нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)

Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).

В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу - второй овал, и т.д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.

Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).

В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.

Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)

В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т.д.)

Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.

Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).

В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.

Игра «Лабиринт».

В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)

Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:
«Математическое королевство»

Программное содержание:

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи: Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;

Воспитывать внимательность и усидчивость
Развивать у детей любознательность, навыки самооценки.

Б.К.: счет до 10, треугольник- үшбұрыш, квадрат- төртбұрыш,

Словарная работа: Числа- соседи, прибавить, отнять;

Оборудование:

Карточки с цифрами; интерактивная доска, слайды,3 домика; мяч; раздаточный математический материал; геометрические фигуры; дидактическая игра «Найди место в ряду»; дидактическая игра «Числа-соседи»; музыкальное сопровождение; лабиринты и карандаши; звездочки, фишки.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Определи свое место»

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в город Математики. После того, как воспитатель получает согласие детей, предлагает отправиться в город на ковре-самолете.

Для того, чтобы нам отправится в путешествие, нам нужно определить дату, день недели и месяц нашего путешествия.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в город Математиков .

Мы попали с вами в город Математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться.

1.-Вот Первый домик жителей математического города. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята, найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом. Теперь на каз. языке .

Дидактическая игра «Числа-соседи»


Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.

2.-Чтобы пройти к следующему домику, нам нужно выбрать тропинку. Тропинки в этом лесу перепутались и вы должны их правильно разложить.

Дети расставляют предметы (или картинки) по величине: от короткой – к самой длинной, от узкой – к самой широкой

Вот и Второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете? Да, это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны? Вот мы сейчас и посмотрим,

Дети под диктовку рисуют геометрические фигуры.

В левом верхнем углу нарисуйте синий квадрат,

В правом нижнем углу желтый треугольник,

В левом нижнем углу красный прямоугольник,

В правом верхнем углу розовый круг,

А посередине зеленый треугольник.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат.
(Дети шагают на месте)

Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся.
(Дети кружатся на месте)

Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!
(Дети прыгают с поднятыми вверх руками)

Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
(Дети приседают)

3.-Вот Третий домик. В этом домике живут Примеры . Самые любимые, самые озорные. Их задания сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.

Дидактическая игра «Сосчитай и запиши цифру»

Пальчиковая гимнастика :

- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, и писать опять начну.

2. –Вы должны рассмотреть картинку и решить пример.

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Графическое упражнение «Лабиринт»

Дети карандашом «проходят» лабиринт.

Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Город Математики. Вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красному кружочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по зеленому квадратику.

Дети делают свой выбор.

Итоговое занятие в старшей группе детского сада. Тема занятия: «Путешествие в страну знаний»

Автор: Маслова Наталья Владимировна, воспитатель старшей группы.
Место работы: МКДОУ детский сад «Капелька».
Программное содержание:
Цель: Выявление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи : Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Совершенствовать знания о геометрических фигурах;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
Формировать умения ориентироваться на листе бумаги.
Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток.
Закрепление представлений о временах года и их приметах.
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
Воспитывать внимательность.
Развивать у детей любознательность, навыки самооценки.
Воспитывать желание бескорыстно делать добро, проявлять заботу об окружающих.
Ход затятия:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы знаний. Вам интересно, что же написано в письме?
Здравствуйте, ребята, я королева Знаний, прошу у вас помощи! Злая колдунья заколдовала всех жителей моей страны, здесь всё перепуталось: – утро стало ночью, день – вечером, летом идёт снег, птицы все спрятались, цифры перемешались. Жители потерялись в пространстве- дома стоят вверх ногами и пустые, никто не знает где право, а где лево.
Я целый год наблюдала за вашими успехами на занятиях и уверена, что вы сможете помочь моей стране и ее жителям! Выполните все задания, представленные в конвертах, и тогда злая колдунья навсегда покинет нашу страну! Я желаю вам удачи!
С любовью, королева знаний…

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в город Знаний и прогнать колдунью. Давайте посмотрим на письма, которые прислала Королева Знаний.
Положить перед детьми конверты.
Воспитатель : Сколько писем передала Королева Знаний? Правильно – 4. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: Оранжевого!
Воспитатель: (Зачитывает) «Дорогие ребята! Слуги злой колдуньи - мыши прогрызли дырки в моем ковре-самолете, а ведь на дырявом ковре-самолете не полетаешь. Помогите, почините мой ковер-самолет!»
(Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур).
В: Давайте его отремонтируем.
(На подносе лежат геометрические фигуры). (Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
Д/И «Найди заплатку»
Какие геометрические фигуры вам понадобились?
- Молодцы, ребята, справились с этим заданием. Становитесь на «ковер-самолет», закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова:
Наш ковер по небу мчится,
Волшебство сейчас случится…

Звучит волшебная мелодия, под которую дети попадают в страну Знаний.
Вот мы и попали в страну знаний.
- Давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями? Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
- Какое сейчас время года?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у треугольника?
- А у квадрата?
- В какой стране мы живём?
- Перечисли все зимние месяцы?
- Сейчас утро или вечер?
- Какие еще части суток вы знаете?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Как называется наша планета?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько месяцев в году?
- Какой сейчас месяц?
- Кто стоит справа от тебя?
- Как называется посёлок, в котором мы живём?
А теперь пойдёмте и сядем за столы.
Открываем следующий конверт. Какого он цвета?
Дети: Фиолетового!
Воспитатель: Зачитывает содержание задания: Все дома стоят пустые, колдунья рассорила все геометрические фигуры, они убежали. Мы сейчас их вернём. Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями.
Овал будет жить в центре листа. Квадрат – в верхнем левом углу, прямоугольник – в в нижнем правом углу, круг – в верхнем правом углу, треугольник – в нижнем левом углу.
- Молодцы, справились с заданием.
Следующий конверт. Зачитываем: В стране знаний заколдованные жители стали жадные и совсем не умеют делиться. Ребята, научите их делить предметы. Нужно разделить геометрические фигуры на 4 равные части.
Для этого сначала делим фигуру на 2 равные части разным способом.
- Какие фигуры у вас получились? Как можно назвать каждую часть? Что меньше ½ квадрата, или целый квадрат? Как получить 4 равные части? Как можно назвать каждую часть? (1/4). Покажите 2/4 квадрата. Покажите 3/4 квадрата.
Воспитатель: А вам интересно, что в последнем конверте?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?
Воспитатель: А здесь цифры, которые поссорились и забыли в каком порядке они стоят..
Игра “По порядку становись!”.
Дети берут по одной цифре, и гуляют под музыку, а по команде “По порядку становись!” музыка останавливается и дети строятся по порядку. Игра повторяется 2 раза.
Когда дети выстроили числовой ряд, воспитатель задает вопросы;
- Подними руку у кого число 3, назови своих соседей? (2, 4)
- Подними руку у кого число 5, назови своих соседей? (4, 6)
- Подними руку у кого число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. И мы выполнили все задания королевы Знаний.
Выходит королева Знаний.
К.З. Ребята, спасибо Вам, что помогаете мне навести порядок в моей стране. Я хочу с вами поиграть.
Физкультминутка:
В понедельник я купался,
А во вторник - рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал

К.З. Но, чтобы злая колдунья ушла навсегда, нам с вами нужно ещё немного постараться.
Что ж ребята, поиграем?
- Назовите одним словом, то, что я покажу (показывает картинки).
- Участок земли где растаял снег? (проталина)
- Цветок растущий из-под снега? (подснежник)
- Март, апрель, май? (весенние месяца)
- Домик для птиц? (скворечник)
- Птицы которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелётные птицы)
- Тает снег, с крыш капает? (капель)
Игра «Назови время года по приметам»
Идет дождь, дует ветер, поспели овощи, опадают листья... (осень)
Снегирь, снегопад, сугробы, лыжи, санки... (зима)
Солнце ярко светит, цветы, купаться... (лето).
Оттепель, капель, проталинки, мать - и - мачеха, лужи, верба... (весна)
К.З. В моей стране птицы все перепутались, помогите им найти дорогу. (Дети делят птиц на перелётных и зимующих под соответствующие картинки)
Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
К.З.: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране Знаний, а злую колдунью навсегда прогнали!. Я вам очень благодарна за помощь. Сегодня все дети работали хорошо. А я в благодарность вам за помощь приготовила вам подарки.
Воспитатель: Посмотрите, это сладкие гостинцы! (Детям вручаются сладкие призы (можно медали)).
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «1,2,3 вокруг себя обернись и в детском саду окажись».
- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Знаний. Вам понравилось путешествие? (Ответы детей).

Разделы: Работа с дошкольниками

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на звуки и слога.
  • Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.

Грамматика:

  • Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
  • Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами итоговое занятие по развитию речи. Один знакомый веселый человечек, которого вы все очень хорошо уже знаете, предложил нам отправиться в космос. Правда он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться с задачами, которые ставит Космос.

А вот и наш герой (иллюстрация Незнайки) <Рисунок 1> . Какой он по характеру? (Веселый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный…). Незнайка говорит, что он будет управлять кораблем, и внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.

Итак, Незнайка собрался лететь в космос. Он собрал все принадлежности и отправился в путь. Но сначала Стекляшкин в свой телескоп увидел летающую тарелку и рассказал об этом Незнайке <Рисунок 2> . Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь все перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Незнайкой дальше, прежде чем он попал к нам…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку? <Рисунок 3 , Рисунок 4 , Рисунок 5 , Рисунок 6 >.

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

Вот Незнайка долетел до нас с вами. А в полете надо быть внимательным, чтобы следить за всеми приборами и что делается за бортом корабля. Давайте вместе с Незнайкой отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду... жираф. (Волк.)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый... волк. (Медведь.)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья.)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... лисица. (Белка.)

Быстрее всех от страха несется... черепаха.. (Заяц.)

В теплой лужице своей
Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок.)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна.)

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!

Запуск ракеты: обратный счет.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовем их. А, О, У, И, Ы, Э Сколько их?

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красные. ) Согласные твердые? (Синие. ) Согласные мягкие? (Зеленые. )

Полет в космосе.

Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята, давайте будем называть эти объекты и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета, млечный путь (считаем слоги в слове путь). <Рисунок 7 , Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 , Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 >.

Чтобы Незнайка не скучал, мы ему покажем, как правильно можно грамматически разобрать слово: разбор слова “Луна” по звукам, выделение гласных и согласных; счет слогов в слове “Луна”, “Планета”, “Луч”. <Рисунок 14 >.

А теперь мои хорошие давайте сделаем звуковой анализ слова “Луна”. Сколько в слове букв Луна. Ответ 4, а звуков тоже 4 . Молодцы. Теперь давайте каждый звук разберем и поставим нужную карточку у себя на столе, а я буду делать на доске. Первый звук у нас будет, скажет нам Аня “Л ”. Молодец. Каким цветом будет синим , правильно. Следующий звук “У” красным . молодцы. Следующий звук нам назовет Миша “Н ” каким цветом будет? Синим , согласный , да? И последний звук, назовет Тимур “А ” красным и он, гласный . Молодцы. Саша, а в слове Планета какой звук последний? “А” , гласный , обозначается красным цветом. Марина, а в слове луч последний звук какой? Согласный , мягкий , обозначается зеленым цветом. Молодцы, вы справились с заданием.

Загрустил Незнайка. Ох, как много всего он еще не знает! Упало у него настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был весел.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало, (Стоят лицом друг к другу, руки вверх.)
Дело валится из рук… (“Бросают” вниз руки…)
Но еще не все пропало, (Грозят указательным пальчиком.)
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши.)
С делом справимся вдвоем, (Берутся за руки.)
С облегчением вздохнем – (Вздыхают.)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх.)
И от пыли отряхнем! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.)

А еще мы удивим Незнайку, как много мы знаем удивительного о космосе!

Дидактическая игра “Скажи наоборот”.

У Луны может быть сторона светлая и темная.

Луч Солнца может быть длинный или короткий.

Звезды бывают холодными и горячими.

Звезды могут быть гиганты и карлики.

Вращение планет может быть быстрым или медленным.

Планеты могут находиться близко или далеко.

Незнайка решил, что все космические объекты он подарит Вам. Но как сказать, чей объект будет? Поможем в этом нелегком задании ему? Да .

Итак, нужно будет сказать, кому принадлежит объект. Незнайка говорит, что он хочет подарить и кому. А вы отвечаете, чей объект – Анин, Сашин, ее, его. А кому подарили, соглашается, что этот объект принимает, и говорит это теперь мой, моя, или мое и называет, что именно ему принадлежит теперь….

Незнайка очень рад, что его спутниками оказались именно вы! Он так обрадовался, что каждому из Вас подарил какой-то космический объект. Давайте напомним Незнайке, чему его мы с вами научили, чтоб это отложилось в его памяти. (Подведение итогов.)

Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил наш корабль, и мы с вами возвращаемся в группу. Из вас вышли замечательные космонавты!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...