Эссе педагога. Современный ребенок

КГУ «Красносельская СШ»

Мини-центр

Эссе на тему:

«Как воспитать ребёнка счастливым?»

Воспитатель группы «Гномики»: Гостяева С.А.

Как воспитать ребёнка счастливым? Этот вопрос интересует многих родителей. Но понятие «счастье» у всех разное, для одних родителей – это, чтобы ребёнок был здоров, хорошо кушал, развивался; для других – отличался чем-либо, например, был одет лучше всех; другие стремятся развивать талант – отдают ребёнка в разные кружки, секции и т.д. У каждого есть своя формулировка.

Проблема понимания счастья – вечная проблема. Кто-то «легко идёт по жизни», всё ему удаётся, он легко решает любые задачи, другие преодолевают множество трудностей и проблем и, решая их, тоже счастливы.

Современные дети отличаются от нас, у них другие цели, возможности, они требуют от нас к себе особого понимания и внимания. И нам, важно знать и помнить, что мы, родители, всегда служим примером для ребёнка, недаром говорят – «Ребёнок - зеркало семьи», для него имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми, как радуются или печалятся, как они общаются с друзьями, как смеются, читают и многое другое, часто дети копируют своих родителей, их манеру говорить, жестикулировать, выполнять какие-либо действия (укладывать куклу спать, читать книгу, надев очки, что-то ремонтировать, рассуждать, разговаривать и т.д.). Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих любопытных внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир. Родительская любовь к детям и ответные чувства детей к маме, папе, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам помогает взрослым преодолеть ряд трудностей (бытовых, педагогических), создать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – всё способствует выполнению главной задачи воспитания детей. Практика убедительно доказала, что больше чем отец и мать познают ребёнка, организуют игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Я считаю, что разговаривать с ребёнком нужно постоянно, обсуждать их проблемы, при любом удобном случае, рассказать, разъяснить доступным для него языком всё, что его интересует, проводить свободное время вместе с ребёнком, стараться создавать дружеские, тёплые доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда даём отчёт своим поступкам, работа занимает много времени, спешим, торопимся, а пройдёт время, жалеем, что когда-то недоговорили, недообъяснили, а может просто, не заметили. Как горят глаза малышей, когда мама или папа приходят на праздники, участвуют вместе в соревнованиях, совершают поездки с ними, делают поделки, что-то мастерят, с какой гордостью они рассказывают об этом. И если ребёнок видит неподдельный интерес к его жизни, поддержку, защиту, он всегда оценит это, будет доверять вам.

По моему мнению. Семья оказывает на ребёнка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребёнок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего получает гармоничное развитие. Тропинка к счастливой семье лежит через доверительные детско-родительские отношения, через сказку, игру, рисунок, беседу, пример родителей.

Берегите своих детей, принимайте его таким какой он есть, обнимайте, ласкайте, говорите ласковые слова, помогайте, когда он просит, поддерживайте, отмечайте его успехи, слушайте его переживания и просто любите своих детей, ведь счастье – это когда тебя понимают. Ведь самые тёплые и светлые воспоминания у нас – это детство.

Татьяна Нестерова
Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности»

Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все : шить и рисовать, вязать, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона. Постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности . Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Не зря талантливый педагог, помогая своему воспитаннику познать мир, создает такие условия, в которых наиболее полно происходит процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

В современном детском саду преобладает деятельность, организованная взрослыми (рисование, конструирование, дидактические и подвижны игры и т. д.) . Ребенок , владея определенными умениями и навыками не может использовать их для решения задач своей деятельности. Любое задание, требующее фантазии становится неразрешимым («не знаю» , «не умею» , «не могу» , т. е. обнаруживает себя скованность детского мышления, стремление действовать по готовым схемам. Игра в свободное время однотипна, рисунки повторяются. То есть не развивается деятельность ребенка и его личностное развитие .

Педагогам удобнее послушный, исполнительный, а не самостоятельный ребенок . Как отмечал еще Л. А. Венгер, взрослый учит детей не деятельности, а только действиям. «Обучение деятельности - это не обучение навыкам, это обучение умению постановки целей и дальнейшей их реализации». Если в дошкольном возрасте ребенок не научится ставить цели, то в школьном возрасте это приведет к проблемам. Что нужно сделать, чтобы избежать скованности мышления, отсутствие творческого подхода к реализации цели на основе уже имеющихся знаний у ребенка .

Чтобы научить ребенка деятельности необходимо выделить достаточно времени на реализацию самостоятельной деятельности детей, как в рамках свободного времени, так и в режиме образовательной деятельности по экологии, математике, развитию речи и т. д. Дети должны получить возможность определиться со своими интересами, самостоятельно познакомиться со свойствами и возможностями новых материалов и применить полученные знания на практике. Чтобы освободить время необходимо интегрировать занятие. Во второй половине дня ребенок может выбрать себе занятие по интересам. Воспитатель должен организовать специальную игровую деятельность, цель которой – обогащение игрового опыта детей. Помочь в организации игры, развитии сюжета, а по мере перехода игровой инициативы в руки детей, самоустраниться. Самостоятельность нельзя сформировать там, где ребенок предоставлен сам себе. Если образовательной деятельности не будет вовсе, ребенок не получит необходимого опыта, но если работа педагога ограничится только организацией образовательной деятельности – ребенок не научится применять полученный опыт.

Важно создать условия, предоставить время для активного присвоения этого опыта и построения самостоятельной деятельности детей на его основе. Педагог должен осторожно использовать различные образцы , которые могут формировать привычку действовать по шаблону.

О системе детской деятельности писал еще Д. Б. Эльконин : «В центре этой системы находится ролевая игра….» она «является ведущим видом деятельности, оказывая определяющее влияние на формирование личности ребенка в этот период ».

Детская игра обладает свойством становиться центром и привлекать к себе другие виды детской деятельности. Ребенок начинает создавать предметную среду и персонажей своей игры, обращаясь к рисованию, конструированию, может начать сочинять предысторию, перейти к театрализованной деятельности, рисовать карту волшебного мира, где живут его герои. Это способствует мотивированному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой и обратно, в зависимости от задач которые он ставит себе сам. Развивающая среда должна способствовать проявлению детской инициативы и поддержанию разных видов деятельности детей. Создание мини-музеев природы, фольклора, искусства, лаборатории, уголки творчества, изостудии, исследовательские уголки. Работа в таких уголках сталкивает ребенка с проблемами , вызывает формулировку вопросов, постановку новых целей .

Педагог должен постоянно давать возможность детям проявлять инициативу, не подавлять ее. Давая детям право выбора деятельности, способов, материалов повседневной жизни и в образовательной деятельности. Педагог должен быть активен проявлять себя как творческая личность . Воспитание творческой и деятельной личности всегда составляет важнейшую и одновременно сложную задачу образовательной системы.

Моя задача ответственна и благородна : обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога. Дать ребенку внутреннюю свободу - это дать ему возможность отправиться в свободный полет в бескрайние просторы Вселенной это научить его любить себя, свое Я.

Как писал А. Н. Леонтьев : «Одно дело – формировать человека в качестве персонифицированной функции, а другое дело – формировать человека – созидателя, активного строителя жизни общества».

Публикации по теме:

«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника» Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей.

Семинар-практикум 22 апреля 2015г. на базе нашего МКДОУ д/с "Ручеек" прошел районный семинар-практикум на тему "Роль образовательных областей.

Консультация «Нравственное становление личности дошкольника» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Практикум для педагогов ДОУ. Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника. Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного.

Развитие личности дошкольника средствами аппликации Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

ЭССЕ: « НАШИ ДЕТИ – НАШИ ЦВЕТЫ».

Мир вокруг нас меняется стремительно. Меняются и наши дети, за которыми нам порой трудно успеть, трудно их принять и понять. Но ведь само слово «трудно» происходит от слова «труд». Значит надо потрудиться. … Потрудиться и задуматься, над тем что ….

дети, как цветы …. Наверно многие из нас получали в подарок букеты: розы, пионы, хризантемы, лилии, орхидеи… .Яркие шикарные цветы призванные быть символами праздника. Но ведь мы в юности всегда гадали на ромашке. Именно она, маленькая и, казалось бы, невзрачная, дарила нам веру и надежду. А если вспомнить простоту и очарование незабудки, василька, колокольчика… Они пришли в этот мир, чтобы раскрасить его своими красками, точно так же, как и наши дети. Внутренние цели ребенка и взрослого совпадают редко. Что же нам остается? Учиться слышать и понимать своих детей, учиться принимать не только великолепие розы, но и простоту и величие колокольчика, которому вполне возможно, уготована судьба колокола.

у каждого есть право на счастье … . Есть очень хорошее изречение: «Счастье – это не пункт назначения, а способ путешествия» Как путешествуем мы по жизни? Умеем ли удивляться, видеть красоту, чувствовать радость? Как складывается жизнь ребенка, который чувствует себя неудачником? Его главным ощущением становится ощущение трагичности бытия и беспричинного, непонятного и нескончаемого страха, он агрессивен, равнодушен, безразличен к происходящему.

И мы педагоги, воспитатели, мамы должны ему в этом помочь. По- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием. Постараться помочь им стать добрым, не равнодушным, понять и принять происходящее. Стать счастливым человеком.

Воспитатель – должен иметь терпение, сострадание, желание видеть – « своих детей ». Ведь по сути, эти дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить « МОИ ДЕТИ» , радуешься достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личной победе.

Но главное – воспитатель должен любить детей, причем – всех СВОИХ детей, не смотря на то, что они разные – каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.

И вот наступил субботний день, для меня он выдался невероятно счастливым, давно я себя так не чувствовала. Особо ничего глобального не произошло - главное встать с нужной ноги! Я иду к СВОИМ детям, которых очень люблю. За них переживаю, волнуюсь. Эти дети нуждаются во мне, которые шалят, балуются, капризничают, показывают свой характер. Но идя по маленьким ступеням жизни, мы вместе с ними учимся друг у друга. Вместе с детьми набираемся ума, мудрости, знаний, умений.

Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание ребенка»

Золотухина Лидия Шайеховна, воспитатель детского сада.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С. Макаренко.

Я очень люблю великих педагогов А.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко. На их учениях и произведениях я выросла, становилась Человеком. Всякий раз, когда я беру в руки «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, трилогию В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» меня охватывает трепет: это же как надо любить детей, чтобы написать такие произведения!

Да, все же я – сторонница коммунистических идей воспитания, и, что греха таить, даже старых, дореволюционных, когда детей воспитывали в строгости, в уважении к старшим, в любви к Отчизне. Ведь ясно же: в наше современное время дети не воспитаны, агрессивны, равнодушны к чужой боли, эгоистичны. И ничего удивительного! Что наши дети видят по телевизору? Войны, убийства, грубость, насилие!

Боже упаси, совсем не хочу сказать, что наши дети в этом виноваты. Тут надо шире смотреть. Ведь выделял же В.А. Сухомлинский три составные части воспитательного процесса: педагог, ребенок, коллектив. Рождаясь, ребенок сразу попадает в среду людей, сразу начинает общаться с людьми. Сначала это родители, затем детский сад, школа, институт, большая жизнь. И сначала семье, родителям, а затем нам, учителям, воспитателям нужно прикладывать массу усилий, чтобы из этого ребенка вырастить Человека. Мы должны своим примером показывать то доброе, сердечное, правильное, что в свое время нам привили наши родители, педагоги. А мы очерствели душой, стали равнодушны друг к другу, раздражаемся по поводу и без повода, злимся на весь мир. Дети все это видят. А ребенку нужно внимание, любовь. Он как губка, которая впитывает в себя все. Ему нужно много позитива, много яркого, красивого, правильного.

Самые главные воспитатели – это родители, но родители разные: одни отдают детям все, другие больше заняты собой. У одних дети посещают различные кружки, секции, студии. Эти родители очень много общаются с детьми, стараются все объяснить, терпеливо выслушивают своих детей. И, к сожалению, таких родителей все меньше. А другие наоборот – мало уделяют детям времени. Ведь что дети слышат от родителей? С самого утра начинается: «Ой, как не хочется на работу! Ой, как все надоело! Побыстрее одевайся, опаздываем!» Следом идет затрещина и т.д. И так же после работы: маме некогда заняться ребенком, она устала. И… включается телевизор, компьютер, различные игровые приставки. А ведь родители должны заниматься своими детьми. Я считаю, что наша задача пойти навстречу родителям, больше собираться вместе, общаться, совместно решать задачи.

Я думаю, что родители должны чаще вспоминать свое детство, ставить себя на месть своего малыша, подумать, а чего бы мне хотелось на его месте? Я призываю родителей: дорогие мои, чаще общайтесь с детьми, играйте с ними, обнимайте, целуйте их, пусть они почувствуют, что они самые лучшие! И еще, почитайте детям добрые сказки, посмотрите спокойные хорошие фильмы.

Как-то, в выходной день, сидели мы с внучкой у телевизора. У меня в руках пульт, я переключаю его, желая найти что -нибудь по душе. И вдруг мелькнули старые кадры. Остановилась. По каналу «Центр» демонстрировали фильм «Внимание, черепаха!». Внучка сначала повозмущалась: «Не хочу это смотреть, включи другой канал». Затем смотрю, затихла. Кино она досмотрела, не шелохнувшись. Потом мы его обсудили. Так вот, девочка удивилась: «Баба, разве такое бывает, чтобы какую –то черепаху всем миром спасали, да еще и танки свернули с дороги!». Потом мы еще несколько фильмов посмотрели, таких же добрых, душевных.

Я совсем недавно работаю в детском саду. Со своими малышами, а им четыре – пять лет, я разговариваю серьезно, честно, никогда не ухожу от ответа: когда говорю, я смотрю им в глаза. Я умею слушать детей и чувствую, что дети слышат меня, понимают. Получается, что у нас с детьми полное взаимопонимание, а это рождает духовную близость, сопереживание, понимание, доброе отношение к окружающему, что является основой воспитания. Ведь не даром же В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение с живой душой ребенка».

До детсада я много лет проработала в пришкольном интернате воспитателем. Много могла бы описать случаев из своего опыта. Я очень любила своих детей – подростков. И это было взаимно. Девчонки и мальчишки приходили ко мне делиться со всем, что было в их душах. У нас было полное взаимопонимание, взаимное доверие. И даже, если мне приходилось ругать их за какую –то провинность, были случаи, когда приходилось обращаться к администрации школы с докладной на подростка, он на меня не обижался долго, понимал что поступил плохо, что виноват; приходил с повинной. Вспоминаю один случай, который каждый раз заставляет меня улыбнуться. Мальчишки играли с мячом и разбили окно в школе. Я пригласила всю команду к себе, начала говорить с улыбкой. Так, с улыбкой, я довела до конца свое собственное расследование. На вопрос: «Кто это сделал?» поднялся Сережка Ш. и сказал: «Я!». Я всех огорошила ответом: «Спасибо, Сережа». Мальчишка удивился: «За то, что разбил?». «Нет», - говорю, - «За то, что признался». Сейчас Сережка в Питере, красивый, здоровый парень улыбается мне в «Одноклассниках».

Теперь я работаю с малышами, и это, конечно, другие дети, другой возраст, но они тоже люди, тоже личности, со своими мыслями, талантами, интересами, со своей уникальностью, индивидуальностью. И мы взрослые, должны найти задатки у ребенка и помочь им развиться, мы должны сделать из ребенка Человека. А для этого ребенок должен быть в коллективе. Сейчас для моих детей коллектив – это детский сад. Здесь ребенок развивается всесторонне: во-первых, привыкает к режиму, порядкам, к обязанностям; во-вторых, общается с большим отрядом сверстников, со взрослыми; в -третьих, подчиняется детсадовскому уставу: обязательства, занятия; приобретает необходимые навыки, закаляет характер. Их детского сада ребенок легче вольется в школьный коллектив, легче адаптируется. Поэтому я призываю родителей не отстранять детей от коллектива: водите ребенка в садик, во всевозможные занятия и кружки, пусть ваш ребенок развивается полноценно, с ощущением собственного достоинства, гордости за свой коллектив. А мы, воспитатели, педагог сделаем все от нас зависящее для подрастающего поколения. Мы будем заниматься самообразованием, самовоспитанием всю свою жизнь. Ведь писал же Л.Н. Толстой: «Воспитателю надо глубоко знать жизнь, что бы к ней готовить».

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

Блистательна, полувоздушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит …. Она

Она….. Взгляд ее глаз, взмах руки, улыбка, чарующее «Здравствуйте…..» и в зале тишина, и «галерка» и « партер» ею покорены. Десятки детских глаз обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Все чудеса совершит она. Кто? Ответ кроется в слове УЧИТЕЛЬ - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак, как само слово-учитель! Разве можно пройти мимо такой профессии?

Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии – только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Нет, я никогда не буду учителем…»

Поступив в школу, я, как многие девочки, начала примерять на себя эту роль. Вернувшись из школы, домой, мы затевали игру «в школу», и мне всегда хотелось быть учительницей, доброй, терпеливой, поправляющей ручку в руке ученика, проверяющей тетради.

Позже появилось внимательное отношение к труду учителя, любопытство. Я неосознанно пыталась проникнуть в тайны этой профессии. Внимательно следила за поведением учителей на уроке и дома перед зеркалом копировала манеру говорить, водить указкой по карте и даже поправлять очки. Учительский стол со стопками тетрадей, книгами, журналами, какими-то карточками привлекал меня.

Мы росли с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Такими были мои, учителя, многие из них до сих пор работают в нашей школе. Мне повезло с моими учителями! Я видела, с каким удовольствием они выполняют свою работу. Мне казалось, что это так легко быть учителем, никаких сложностей в профессии не возникает.

А когда я училась в старших классах, у нас был 10 педагогический класс. В течение всего года у нас были уроки педагогики и психологии, в конце года, мы со знанием дела (как нам казалось)проводили тестирование будущих первоклашек и чувствовали себя страшно гордыми и взрослыми…….И судьба моя была предрешена..

И вот наступило 1 сентября 1997 года. Я стою перед целым классом, на меня смотрят семнадцать пар таких чудных глаз. С тех пор я окунулась с головой в этот шумный, беспокойный, проблемный и радостный мир детства. Так началась моя жизнь в школе.

Школа –удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее, а компьютер – это величайшее достижение современной технологии.

Кто покажет ученикам, что компьютер – не только средство для развлечений, а друг и помощник человека во многих делах? Кто научит их работать на компьютере? Кто покажет многогранный мир информации и научит ориентироваться и жить в нём, что так необходимо в условиях становления нового типа общества – информационного? Конечно же, учитель информатики! И я им стала.

А каким должен быть современный учитель, современный учитель информатики, это человек, который способен учить современных детей, детей нового поколения?

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в школе.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся обычным явлением подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на ребенка? Каков он современный ребенок? Это ребенок, конечно же, имеющий определенные особенности развития. Современные дети отличаются своей энергией, талантами. Они не признают идеалов и не ищут кумиров. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Демократия и сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения. Они не воспринимают жесткие рамки, готовые принципы. Недаром во Франции современное поколение называют «тефлоновые дети», т.к. к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения.

Их сознание отличается от нашего. Если мы росли на сказках, любили в детстве фантазировать, придумывать правила игр, то современные дети более прагматичны и осведомлены об окружающем мире. Девочкам уже не интересно просто одеть куколку и покатать ее в коляске. Они открывают компьютер и для виртуальной куклы продумывают все: от одежды и туфель до макияжа и маникюра. Сегодня дети они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает другими. И вот таких «других» изо дня в день учитель встречает на уроке.

Утро…. Все спешат на работу, спешу и я, учитель информатики. Иду по светлому коридору в класс на урок. А навстречу мне маленькие и большие, спокойные и не очень, кто шагом, кто бегом, мои ученики. Они все такие разные!.. Но они – мои! Что я им дам сегодня на уроке?! Каким он будет, этот урок! С чем я приду на урок?

Во-первых, я приду с убеждением того, что ребенок – главная ценность. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я считаю, что педагогу необходимо создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно могут раскрыться способности ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» об этом так говорится «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...».

На уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, отбирать нужное. Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот чему мы должны научить ребенка - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен, не ждал, когда на него свалится манна небесная.

Что необходимо для того, чтобы мои ученики стали успешными, конкурентоспособными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх. Д октор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». И это действительно так. Если учитель одобряет ученика, он привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество для меня является сутью школьного обучения. Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник, и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.

При этом нам, педагогам, нужно направить детей не в свободное плавание по этой бурной реке «компьютеризации и информатизации», а задать им верное направление. Ведь сколько подростков "уходит в омут" компьютерных игр. Их «засасывает» компьютерная паутина Интернета в свой виртуальный мир, и они уже не могут выбраться на поверхность, не могут жить в реальной жизни. Мы, учителя информатики, должны научить ребят сделать выбор между хорошим и плохим, уметь обезопасить себя при выходе в виртуальный мир точно так же, как мы учим наших детей при выходе в окружающий реальный мир. Ведь в том виртуальном мире хранится столько же, а может, и больше опасностей, что и в реальном мире.

На уроках я объясняю ребятам, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. Моя задача – заинтересовать, показать, что, кроме компьютерных игр, в компьютере есть много интересного и полезного, что, в Интернете, кроме чатов, форумов, есть весьма интересные сайты, где можно найти много полезной информации, принять участие в конкурсах, олимпиадах.

Невозможно найти класс, в котором дети обладали бы одинаковыми способностями, одинаково бы интересовались компьютерными технологиями, поэтому в процессе преподавания предмета опираюсь на личностно-ориентированный подход. Работу со школьниками, интересующимися компьютерными технологиями, и с учащимися, не увлечёнными предметом строю следующим образом: при подготовке к уроку учитываю особенности учащихся: каждой группе готовлю разные задания. Новый материал подаю в зависимости от направленности группы учащихся. Домашнее задание для каждой из групп также отличается в зависимости от специфики группы: учащимся, увлечённым информатикой, на дом задаю дополнительные задания, для остальных по минимуму.

Во-вторых, у учителя должно быть стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Я хочу показать ученикам, как интересна эта наука и как наполнена ею наша жизнь. Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого бурного развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Чтобы успевать за прогрессом, требуются личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий. И я, как учитель информатики, должна научить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией. А для этого использую проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Стараюсь быть в курсе новинок и событий в компьютерном мире и сфере ИКТ, постоянно совершенствую свое мастерство и хочу быть современным учителем. . И я учусь до сих пор, учусь у своих коллег, своих учеников. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника - учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться. Не ошибешься, если прочтешь эту фразу справа налево. Я нахожусь в поиске новых образовательных технологий. За последние годы мы освоили облачные технологии, сайтостроение, моделирование, не забываем и о языках программирования. Мечта – освоить робототехнику.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере.

Все свои знания лучшие, передовые учителя должны направить на то, чтобы разработать отвечающие запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

А в- третьих, и самое главное, идя на урок, педагог должен любить детей, без любви не может быть учителя. Современный подросток испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, тем не менее, часто отказывают ему в необходимом внимании. Вместо общения на равных, на интересные подростку темы, взрослые навязывают свои представления о правильном поведении. Подросток пытается обсудить важные события в своей жизни, взрослые больше озабочены дисциплиной и коррекцией поведения подростка. Современный учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, который он преподает, но и о многом другом. Чем глубже знания, чем шире кругозор и всесторонняя образованность учителя, тем в большей степени он не только преподаватель, но и воспитатель. И я учусь быть воспитателем. Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Самое главное, что я поняла – педагог не просто должен отбыть положенный период урока, он живет проблемами и бедами детей, вместе со своими учениками радуется успехам и огорчается неудачам.

Вместе со своими семиклассниками учусь петь и танцевать, учу вместе с ними стихи и рисую плакаты, мы вместе размышляем, что-то придумываем и творим. Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Профессия учителя обязывает меня быть молодой, активной и неуспокоенной. А еще надо шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства жить неуютно. Вспоминаются слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.

Таким образом, чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

обладать критическим мышлением, уметь находить нестандартные решения;

быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

Быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии

Незаметно наступает вечер, школа гасит огни, смолкает детский щебет. Учитель усталый, но вдохновленный идет домой. О доме тоже забывать нельзя. И долго будет гореть свет в окне этого дома, ведь учитель готовится к своему очередному уроку. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь». Каждый урок – это маленький спектакль, затрагивающий струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок – впереди.

P . S .Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем детей нового поколения!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...